Протоиерей Михаил Елабужский

Протоиерей Михаил ЕлабужскийМихаил Стефанович Елабужский родился он 27 октября 1869 г. селе Халды Малмыжского уезда Вятской губернии в семье священника Стефана Елабужского (1834-1874).
В 1883 году Михаил окончил Нолинское духовное училище, а затем Вятскую духовную семинарию по первому разряду (1890). Особую склонность блестящий семинарист имел к изучению языков: греческого, латыни, французского, немецкого, английского, еврейского, татарского, марийского. Позже освоил и удмуртский язык.
По окончании семинарии был направлен учителем в народное училище села Старые Зятцы. Женился на дочери протоиерея Михаила Иоанновича Шерстенникова (1841-1922.
13 января 1891 г. М.С. Елабужский был рукоположен в диаконы, а через неделю во священники, после чего был назначен в с. Алнаши Елабужского уезда.
С 1893 года назначен инородческим миссионером 3-го благочиния, в результате которой появились статьи – практические пособия духовенству в антиязыческой, миссионерской деятельности: «К демонологии некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах» (1894), «Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Обряды новокрещенных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших» (1895).
В июле 1894 г. он был удостоен благодарности архиерея «за усердие в обучении вотяков и их детей грамоте и молитвам».
Знание удмуртского языка, забытых обрядов, живших кое у кого в тайниках души, и национальных житейских традиций помогало о. Михаилу находить душевный контакт с прихожанами.
7 февраля 1895 г. отец Михаил был отправлен в глухое, новооткрытое село Удугучин Малмыжского уезда. Где он заведовал там воскресной женской церковно-приходской школой для взрослых и был законоучителем. Там же продолжились его научные публикации: «Крепость вотского язычества» (1903), «О новых изданиях на вотском языке» (1906), «Историко-статистическое описание с. Удугучин», оставшееся в рукописи (1899).
В 1896 г. о. Михаил создал Общество трезвости со своим отпечатанным типографским способом уставом, утвержденным через два года в Вятке. Устав гласил: «4. В Общество может вступать после молебна святому Василию Великому всякий православный христианин не моложе 15 лет»; «7. Зарок не пить вина членами дается на время не менее года», «15. Общество трезвости заботится об устройстве публичных чтений, собеседований, музыкально-певческих собраний, об открытии библиотеки и читальни».
Нововведения и просветительские усилия удугучинского миссионера были, в конце концов, замечены и оценены епархиальными властями. В 1906 г. он стал заместителем председателя пастырского собрания Вятской епархии, членом Николаевского братства.
В июле 1908 года отец Михаил переведён в село Вагино Слободского уезда где вел «Пастырский дневник», записывая ежедневные мысли о чтении Евангелия, написал и послал в Вятку труд «Заветы преподобного Трифона Вятского». Много трудов батюшка положил на украшение местного Свято-Троицкого храма и просвещение прихожан, которые долго помнили его.
6 января 1912 г. вышло распоряжение епископа Вятского Филарета о переводе отца Михаила в приход большого села Вавож Малмыжского уезда где начал готовить из числа наиболее религиозно настроенных прихожан добровольцев — помощников, надеясь создать особое братство. Но реально удалось организовать среди удмуртов только «кружки ревнителей православия» в деревнях Вавожского уезда.
Долгое время отец Михаил был инородческим миссионером всего благочиния. Создал словарь «вавожского наречия» из 2095 слов. Впервые за всю историю Вавожа служил полную литургию на удмуртском языке, регулярно читал на нем проповеди.
В 1917 году был избран делегатом делегатом от духовенства Вяткой епархии на Всероссийский поместный собор в Москве. После революции продолжал служить в Вавоже. Власти почти двадцать лет пытались выжить отца Михаила измором, создавая невыносимые условия жизни, подвергали аресту за «преподавание чуждой идеологии». В этих условиях продолжал пастырскую службу, участвовал в частных и публичных диспутах с атеистами, противостоял нападкам протестантов-«пятидесятников» и баптистов.
В 1921 году Преосвященным Алексием, епископом Сарапульским, возведён в сан протоиерея.
В 1923 году несмотря на неприятие обновленчества, становится делегатом московского «лжесобора», созванного «обновленцами», где вероятно входил в фракцию «умеренных тихоновцев» (составлявших ок.14% всех делегатов).
В 1930 году власти отправили престарелого и больного священника на лесозаготовки, где он отработал более месяца в зимнем лесу. За время отсутствия отца Михаила комсомольцы разграбили его дом и выселили семью в ветхий дом.
19 сентября 1937 года отец Михаил отошел к Господу.

День памяти: 19 сентября.

2 комментария на “Протоиерей Михаил Елабужский

  1. Просмотрены ли Комиссией материалы обновленческого собора? С какими тезисами там выступал и за что голосовал о.Михаил?
    Действительно ли он входил в Тихоновскую фракцию?
    В Вавоже этой информации нет.

    • Мария, жизнеописание отца Михаила представляет из себя компиляцию из различных источников. Поскольку не все материалы доступны, в частности, документы Собора 1923 года — комиссией допущена его вероятность отнесения к той или иной фракции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *