Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна

Святая ЕлизаветаВеликая княгиня Елизавета Фёдоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; в семье её звали Элла; официально в России — Елисавета Феодоровна) (1 ноября 1864, Дармштадт — 18 июля 1918, Пермская губерния) — принцесса Гессен-Дармштадтская, великая княгиня дома Романовых. Причислена к лику святых Русской Православной Церкви в 1992. Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее стала российской императрицей Александрой Фёдоровной.
С детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878. Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.
Считалась одной из первых красавиц среди европейских принцесс, обладала очень приятным голосом, хорошо пела, рисовала, составляла с большим вкусом букеты цветов. В 1884 вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III. После замужества жила с супругом в его подмосковном имении Ильинское. По её настоянию в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян.
В совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 вместе с мужем совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».
В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту драму. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!». Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.
Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).
В 1910 году поддержала Сарапульский Казанский крестный ход в город Сарапул из села Николо-Березовки с принесением чудотворного образа на иконе Святого Николая Березовского.
Из газеты «Прикамская жизнь» от 1 июля 1910 года

КО ВСТРЕЧЕ ИКОНЫ СВ. НИКОЛАЯ

Тревожные разговоры и опасения, что 7 июля, как издревле это ведется, в Сарапуле не будет происходить встречи Чудотворного образа Березовской иконы Святителя и Чудотворца Николая, должны теперь замолкнуть, благодаря заступничеству за Сарапул Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Лица, взявшиеся хлопотать о соблюдении и ныне ежегодно справляемого благочестивого обычая и подписавшие телеграмму к Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Федоровне, просят нас оповестить граждан города о том, как возникли тревожные слухи и опасения, что встречи издревле чтимого образа в Сарапуле не будет.
Благочестивый священник Н.-Березовки о. Н.Краснов известил Сарапульское духовенство о том, что Уфимская духовная консистория постановила, что икона Святителя Николая 7, 8 и 9 июля износима быть не должна, и просила о. Н.Краснова, списавшись с Сарапульским духовенством, изменить маршрут следования иконы. Известие это вызвало в Сарапуле опасения за недовольство богомольцев, десятками тысяч стекавшихся к 7 июля в Сарапул. Решили было послать телеграмму в Синод о том, чтобы и нынче сохранить старый порядок встречи Св. иконы. Но затем раздумали и в 8 ч. вечера 28 июня послали телеграмму Великой Княгине Елизавете Федоровне. Телеграмма была такого содержания:

МОСКВА.
Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Федоровне.
Уфимская консистория указом 13 июня сего года за № 8228 уведомила Сарапульское городское управление, что Св. икона Святителя Николая не должна быть износима 7, 8 и 9 июля из села Николо-Березовка в Сарапул. Между тем ежегодная встреча Святого Образа в Сарапуле издревле, более ста лет установлена седьмого июля. Стечение народа бывает до семидесяти тысяч человек. Это изменение крайне нежелательно и подействует неблагоприятно на религиозные чувства народа. По дошедшим до нас слухам, такое распоряжение консистории последовало вследствие предполагаемого к этому времени прибытия Вашего Императорского Высочества в Николо-Березовский монастырь. А поэтому мы, граждане города Сарапула, почтительнейше ходатайствуем перед Вашим Императорским Высочеством о содействии к отмене упомянутого распоряжения консистории, хотя бы только на 7 и 8 июля, поcле чего Святую Икону можно будет проводить обратно в село Березовку. О последующем просим не отказать ответом чрез Сарапульскую городскую управу.
Граждане города Сарапула (67 подписей).

Утром 29 июня был получен ответ от Ее Императорского Высочества Великой Княгини такого содержания:

САРАПУЛ.
Городская Управа.
Сейчас сообщила Вашу просьбу Епископу Уфимскому. Конечно, понимаю Ваше желание и вполне согласна. Надеюсь, он все устроит.
Елизавета.
Была сторонницей возрождения чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.
При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.
По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днем трудилась, наряду со своими сестрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам. Резко негативно относилась к Григорию Распутину, хотя ни разу с ним не встречалась. Убийство Распутина расценила как «патриотический акт».
Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18 ) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:
* великий князь Сергей Михайлович;
* князь Иоанн Константинович;
* князь Константин Константинович (младший);
* князь Игорь Константинович;
* князь Владимир Павлович Палей;
* Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
* сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью ее апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
31 октября 1918 года Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба — великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.
Так было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле выраженное ею во время паломничества в 1888.
В 1992 Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых новомучеников Российских (ранее, в 1981, они были канонизированы Русской православной церковью за границей). В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это еще один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, Украине.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну.

Дни памяти31 января (Новомуч.)  20 июня (Петерб.)  5 июля  22 августа (Моск.) 

Молитва святым преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре

О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестнаая инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, Да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Тропарь и кондак святой великой княгине Елизавете и инокине Варваре

Тропарь, глас 1

Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, богому́драя Елисаве́то, сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и Христа́ почти́ла еси́. Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, яко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: свята́я му́ченице Вели́кая Княги́не Елисаве́то, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак, глас 5

От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве небе́сней, моля́щи за вра́гов, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас, моли́те о ду́шах на́ших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *