Доклад руководителя епархиальной Комиссии по канонизации святых на «Блиновских чтениях»

24 января 2018 года в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Централизованная библиотечная система им. Н.К. Крупской» города Сарапула в рамках реализации проекта № 17-1-007037 «Музей истории религии и национальностей Прикамья» Сарапульской епархии поддержанного Фондом президентских грантов в Сарапуле состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Блиновские чтения» посвященная памяти этнографа, краеведа, педагога, писателя, общественного деятеля, Почетного гражданина города Сарапула, иерея Николая Николаевича Блинова.

С докладом на «Блиновских чтениях» выступил руководитель Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии Виктор Сергеевич Ерастов:

Ваше Преосвященство,
всечестные отцы, братья и сестры,
высокое собрание!

Перед тем, как перейти к работе Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии я перечислю несколько азбучных истин, которые по разным причинам могли быть некоторыми из вас ранее не услышанными.
Чудеса – от Бога. Наши молитвенные обращения к Пресвятой Богородице, святым угодникам, чудотворным иконам призваны получить дополнительного ходатая если в силу нашей греховности Господь не внимает нашим молитвам.
Человек грешен. Грешен в силу своего не совершенства: вольно и невольно, словом, делом или помышлением. Пословица «Один Бог безгрешен» перешла в русский фольклор из заупокойной молитвы «Но Ты Един еси кроме всякаго греха».
Греховность человека не отрицает его святости. Святой не обозначает безгрешный. Например Апостол Павел обращается к римлянам: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» [рим. 1:7] и колоссянам: «находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе» [кол. 2].
При этом, обращаясь к святым заступникам православная церковь выделяет:
Апостолов – это ближайших учеников Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.
Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, (Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеймон и др.).
Благоверные  святые монархи и князья.
Блаженные (юродивые) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.
Великомученики — умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, (св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и др.)
Исповедники  — мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками. А исповедники из числа монахов – Преподобноисповедники, принадлежащие к священническому чину — Священноисповедники.
Мученики – принявшие жестокие мучения и даже смерть (св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София); Новомучениками Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений; Священномучениками — священнослужителей претерпевших мучения за Христа.
Праведные  — проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Пророки – жившие до пришествия Спасителя на землю по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе.
Равноапостольные – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.
Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святитель Николай чудотворец, святитель Алексий, митрополит московский и др.
Столпники – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.
Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа  во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.
Чудотворцы – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь.
Поскольку все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.
Канонизация (от лат. сanonizatio — брать за правило) — процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви в результате следующих условий: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей и народное почитание. И проходящие «Блиновские чтения» — замечательный образец народного почитания.
В настоящее время Комиссией по канонизации святых собираются чудеса и народном почитании митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича), протоиерея Михаила Елабужского и иерея Николая Блинова, в лике святых просветителей удмуртов.
В народном почитании повелось, что если святой прославился какими-то деяниями при жизни, то и за помощью к нему к нему обращаются в схожих ситуациях: помог Святитель Николай девицам выйти замуж – покровитель невест, обличал Священномученик Амвросий тыловых мародёров, коррупционеров —  стал покровителем борьбы с коррупцией, целитель Пантелеймон – врач, помогает и врачам и больным…
Многогранность заслуг Николая Николаевича, его любовь к Сарапулу позволяет обращаться за помощью к нему нам, его землякам, и, конечно, ищущим небесного заступничества статистикам, учителям,  историкам, переводчикам, краеведам, филологам, этнографам, а по национальному признаку –  удмуртам. Поэтому, еще до официального прославления православные могут обращаться к отцу Николаю за помощью, а по свершении чуда — свидетельствовать о нём для общецерковного прославления батюшки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *