История

Первые поселения на территории современной Сарапульской епархии  появились еще в I тысячелетии до Рождества Христова.  Обнаружено множество археологических памятников, в том числе: Чегандинское городище в Каракулинском районе, Бобьяучинское Малопургинского района, Кладовая Веретия и Чупихинское гродище в городе Сарапуле. Мазунинская археологическая культура III—V веков в среднем течении реки Камы, нижнем и среднем течении реки Белой берёт свое название от села Мазунино Сарапульского района. Причем,  исследователи отмечают её финно-угорское происхождение.
В 1438—1552 годах, с распадом Золотой Орды территория Среднего Поволжья и Прикамья попала под влияние Казанского ханства, где помимо татар проживали чуваши, мордва, марийцы и удмурты. Чуваши и мордва занимались главным образом сельским хозяйством, в то время как марийцы и удмурты питались в основном дарами леса, покрывавшим территории их расселения, промышляя охотой и собирательством.
Поскольку предки современных удмуртов жили на территории прилегающей к Среднему Прикамью всегда, утверждение о «бурном процессе заселения удмуртским населением во второй половине XVI века» после взятия войсками Ивана Грозного Казани стоит отнести к категории современного мифотворчества с целью поддержания легенды об удмуртском Арском княжестве управляемого князьями-удмуртами.
Основная масса русского, татарского, марийского населения на территории района появляется после  XVI века. В этот же период начинается процесс христианизации края, митрополитом Вениамином составляются первые богослужебные тексты на удмуртском языке, появляются церкви.
В XVIII веке основаны два монастыря: Верхний Успенский, на територии современного  села Яромаска, и Нижний Спасский, на територии современной деревни Усть-Сарапулка. Монастыри были пожалованы угодьями от царей Ивана и Петра Алексеевичей и находились в ведении Московского Саввы Сторожевскаго монастыря. К Успенскому монастырю была приписана подмонастырская слобода с деревнями. В 1764 г. монастыри были упразднены, а братия переведена в Уфимский монастырь. Как памятник существования монастыря близ Сарапула, в городской Никольской единоверческой церкви хранилось напрестольное евангелие, отпечатанное в 1654 г.
В 1657 году жители Сарапула и его окрестностей были чудесным образом избавлены от эпидемия моровой язвы принесением из села Березовка чудотворного образа Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Березовского в день явления иконы Божией Матери в граде Казани. Чудо послужило основанием для замечательной традиции – появлением одного из старейших в России Сарапульского Казанского Крестного хода. Проводившаяся в дни Крестного хода Казанская ярмарка в Сарапуле стала одной из крупнейших в Российской Империи. Например, торговый оборот в 1870 году составил 8 миллионов рублей. На Крестный ход и ярмарку приезжали паломники из Москвы, Павловского завода, Владимирской губернии, Пермской, Уфимской, Саратовской, Нижегородской, Казанской, Ярославской и других губерний. Традиция Сарапульского Казанского крестного хода была прервана в 1918 году и восстановлена в 2009-ом.
В 1780-ом году дворцовая слобода Сарапул Императорским Указом Екатерины II Великой получила статус города и центр одноименного уезда. В Сарапуле появились герб, генеральный план и городничий.
В начале XIX века с развитием пароходства сарапульские предприниматели получили новые рынки для сбыта товаров. Одними из главных предметов торговли жителей Сарапула были рожь, ржаная мука, овёс, которых вывозилось ежегодно до трех миллионов пудов. Из Сарапула вывозились до ста тысяч пудов льна и пеньки, а также большое количество шерсти, кожевенных товаров и леса.
С проведением реформ Александра II Освободителя и введением новой системы городского управления Сарапул, оставаясь центром Сарапульского уезда, стал одним из богатейших городов Российской Империи, «превышавший по своему развитию, наличию каменных и общественных зданий многие губернские города». К концу XIX века в городе было более 40 фабрик и 80 различных ремесленных мастерских. В 1897 году из Сарапула по Каме отправлено более 1000 судов с 1 387 000 пудов разных товаров. Было налажено пароходное сообщение с Пермью и Казанью. Общий товарооборот города достигал семидесяти миллионов рублей. В это время Сарапул был некоронованной столицей Среднего Прикамья. Здешних купцов — Смагиных, Шитовых, Курбатовых, Ижболдиных, Бодалёвых — знала вся Россия. Город стремительно развивался. В 1861 году здесь была открыта женская гимназия. В 1867 году — первое Сарапульское уездное земское собрание. В 1869 году – Общественный банк. В 1872 году в Сарапуле учреждена Городская управа. В 1873 году – Алексеевское реальное училище. В 1874 году – Окружной суд (для уездов Сарапульского, Елабужского и Малмыжского).
Рост благосостояния горожан был неразрывно связан с заботой о духовных центрах – соборе, монастырях и церквах. В городе действовало два монастыря мужской — Иоанно-Предтеченский, женский – Благовещенский, Духовное училище и храмы:
Алексеевская церковь (1883 г.) при Алексеевском реальном училище;
Благовещенский собор (1881 г.);
Владимирская часовня (1895 г.);
Вознесенский кафедральный собор (1579-1765-1802 г.);
— Воскресенская церковь (1817);
Георгиевский кафедральный собор (1861 г.);
Иоанно-Предтеченский собор (1894 г.)
Николаевская церковь (1897 г.) при Духовном училище;
Никольская Единоверческая церковь (1848 г.);
Петропавловская церковь (1822 г.);
Покровская церковь (1791 г.);
— Свято-Никольская (Австрийская) церковь (1912);
Свято-Троицкая кафедральный собор (до 1780 — 1861 г.);
Успенская Крестовоздвиженская церковь в Архиерейском доме (1889 г.);
Церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1892 г.);
Церковь Двенадцати Апостолов (1900 г.);
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского (1868 г.) при тюремном замке;
Церковь Святой Анны Пророчицы (1913 г.) при приюте Н.В. Смагина;
Церковь Святой мученицы Александры (1899 г.);
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1911 г.) в Сарапульском Старцевогорском Иоанно-Предтеченском монастыре.
На противоположном берегу реки Камы, напротив города Сарапула в селе Ершовка находится Храм Святителя и Чудотворца Николая.
Сарапульская епархия учреждена 23 января 1868 года как викариатство Вятской епархии, местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов монастырь.
В 1889 году викариатство обращено в полусамостоятельный округ в составе Вятской епархии с пребыванием епископа в городе Сарапуле.
В 1904 году по приглашению Епископа Михея Сарапул посетил протоиерей Иоанн Сергеев – ныне прославленный в лике Святых Иоанн Кронштадтский. Широко известно его выступление перед духовенством и слушателями в Сарапульском Духовном училище.
В 1905 году Сарапульской городской Думой было принято решение об обязательном начальном образовании. По крайней мере половина усилий по реализации этого постановления возлагалась на церковно-приходские школы и начальные училища.
13 сентября 1916 года Сарапульскому викарию были предоставлены широкие права по управлению викариатством, в т.ч. право образовывать при себе пресвитерский совет, предоставлять годовой отчет непосредственно Св. Синоду, сообщая копию епархиальному епископу для сведения и др.
12 октября 1916 года викарий Вятской епархии епископ Сарапульский стал носить титул «Сарапульский и Елабужский».
Самостоятельная Сарапульская епархия была образована 7 сентября 1918 года указом Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета с наименованием епархиального епископа Сарапульским и Елабужским, с включением в её состав Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов (На момент восстановления в декабре 2013 года историческая территория Сарапульской епархии находится в границах Татарстанской, Вятской и Удмуртской (Ижевская епархия) митрополий .
19 сентября 1921 года было постановлено именовать Сарапульского епархиального архиерея только по одному городу Сарапулу, т.е. «епископ Сарапульский», потому что в Елабуге предполагалось учредить архиерейскую кафедру.
В 1921 году в составе епархии были открыты Елабужское и Ижевское викариатства. В 1926 году Ижевская кафедра стала самостоятельной, а Елабужская в 1929 году была переведена в состав Казанской епархии.
Последний архиерей Сарапульский Иоанн (Братолюбов) в 1943 году был переведен на Ижевскую кафедру. По-видимому тогда же Сарапульская епархия была расформирована, ее территория вошла в состав Ижевской епархии.

26 декабря 2013 года восстановлена как самостоятельная будучи выделена из состава Ижевской епархии в пределах городов Сарапул и Можга, Алнашского, Граховского, Камбарского, Каракулинского, Киясовского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского районов Удмуртской Республики. Одновременно включена в состав Удмуртской митрополии.

Исторические названия

Сарапульская (викарная, 1868 — 12 октября 1916)
Сарапульская и Елабужская (викарная, 12 октября 1916 — 7 сентября 1918)
Сарапульская и Елабужская (7 сентября 1918 — 19 сентября 1921)
Сарапульская (19 сентября 1921 — 19 ноября 1943)
Сарапульская (с 26 декабря 2013)

Архиереи

Викариатство Вятское

Геннадий (Левицкий) (22 сентября 1868 − 24 июня 1872)
Палладий (Пьянков) (24 июня 1872 — 28 февраля 1877)
Павел (Вильчинский) (8 января — 4 февраля 1878)
Нафанаил (Леандров) (1 октября 1878 — 5 апреля 1882)
Тихон (Троицкий-Донебин) (18 июля 1882 — 8 марта 1886)
Никон (Богоявленский) (10 апреля 1888 — 4 марта 1889)
Афанасий (Пархомович) (4 марта 1889 — 8 ноября 1891)
Анастасий (Опоцкий) (17 ноября 1891 — 15 мая 1893)
Алексий (Соболев) (6 июня 1893 — 12 июня 1895)
Никодим (Боков) (23 июля 1895 — 17 декабря 1900)
Владимир (Благоразумов) (4 февраля 1901 — 5 апреля 1902)
Михей (Алексеев) (19 мая 1902 — 25 августа 1906)
Арсений (Тимофеев) (25 августа 1906 — 16 января 1909)
Мефодий (Великанов) (12 апреля 1909 — 23 января 1914)
Сщмч. Амвросий (Гудко) (14 февраля 1914 — 18 марта 1917)
Палладий (Добронравов) (1917)
Алексий (Кузнецов) (20 марта 1917 — 7 сентября 1918)

Самостоятельная епархия

Алексий (Кузнецов) (7 сентября 1918 — 22 ноября 1933)
Георгий (Анисимов)
Симеон (Михайлов) (10 июля 1932 — 5 декабря 1933)
Симеон (Михайлов) (5 декабря 1933 — 27 мая 1934)
Варлаам (Козуля) (5 сентября 1934 — 30 января 1935)
Владимир (Горьковский) (30 января 1935 — 4 ноября 1935)
Алексий (Кузнецов) (4 ноября 1935 — декабрь 1937)
Симеон (Михайлов) (1938 — 1939)
Иоанн (Братолюбов) (21 июня 1943 — 19 ноября 1943)

1943 — 2013 — упразднена

Викторин (Костенков) (23 февраля 2014 — 28 декабря 2015)
Антоний (Простихин) (с 28 декабря 2015)