Состоялось общее собрание Епархиальных комиссий по канонизации святых Удмуртской митрополии

30 октября 2015 года по благословению Высокопреосвященнейшего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, в Комитете по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики состоялось общее собрание епархиальных комиссий по канонизации святых Удмуртской митрополии.
Собрание Епархиальных комиссий по канонизации святых Удмуртской митрополии (2)


В работе собрания приняли участие: Священник Георгий Харин — председатель Комиссии по канонизации святых Ижевской епархии, Священник Сергей Князев — председатель Комиссии по канонизации святых Глазовской епархии, Священник Владимир Минеев – член Комиссии по канонизации святых Глазовской епархии, Ерастов Виктор Сергеевич — председатель Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии, Загребин Алексей Егорович — доктор исторических наук, директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, Лапин Николай Яковлевич – воткинский краевед, Тойкина Наталья Владимировна — председатель Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики, Шкляев Владимир Вениаминович – историк, зам. руководителя Миссионерского отдела Ижевской епархии, Шумилов Евгений Федорович — доктор исторических наук, кандидат искусствоведения; руководители и специалисты Центрального государственного архива и Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики.
В начале собрания о. Георгий Харин доложил об истории канонизации и нормативных документах регламентирующих работу епархиальных комиссий в области канонизации святых, фиксации актов обновления икон, мироточения и иных явлений могущих считаться чудесами.
Наталья Тойкина – рассказала собравшимся о документах находящихся на хранении в фондах государственных и муниципальных архивов Удмуртии.
Виктор Ерастов поделился планами работы Комиссии по канонизации Сарапульской епархии:
1. Возможной канонизации просветителей удмуртов: митрополита Вениамина (Пуцек-Григорович); протоиерея Михаила Елабужского; протоиерея Стефана Крекнина; иерея Николая Блинова; иерея Иоанна Васильева; иерея Григория Верещагина; Андреева Кузьмы Андреевича; Ильминского Николая Ивановича.
2. О священномучениках первых лет Советской власти – братии Сарапульского старцевогорского Иоанно-Предтеченского монастыря. В городских легендах и церковных преданиях сохранилась душераздирающая история, как убивали монахов не желающих покидать родную обитель: связанных монахов за волосы привязывали к оглоблям и окунали в прорубь на Каме до тех пор, пока вода не замерзнет, и человек не превратится в ледяной столб.
3. Подготовка к 85-летию «церковного бунта» который имел место быть в марте 1930 г. вокруг храма Михаила Архангела в Малой Пурге из-за его закрытия в январе 1930 г. «постановлением граждан». Это событие упомянуто у Е.Ф.Шумилова в книге «ПРАВОСЛАВНАЯ УДМУРТИЯ»: «Священника Александра Нагорных соответственно раскулачили, отобрали дом, а через несколько дней арестовали за агитацию против закрытия церкви. Возмущенные прихожане числом до 250 (в основном удмуртки) собрались утром 30 марта перед исполкомом, штурмом взяли его, избили активистов-безбожников. В течение семи часов люди выкрикивали требования открыть храм и восстановить разграбленный иконостас. Звучали призывы: «Долой жандармов! Восстановите церковь! Отдайте ключи!» Милиционеры и красноармейцы разогнали толпу верующих, арестовали заводил. За главного бунтовщика приняли сельского батюшку Александра Нагорных. 19 мая «тройка» ОГПУ приговорила его к расстрелу, а двух монашек-удмурток к заключению в концлагерь на три года».
Учитывая то, что события происходившие в сёлах Малая Пурга и Юкаменское было едва ли не последним в Советском Союзе массовым протестом православных против закрытия храмов для подавления которого привлекалась не только милиция, ОГПУ при СНК СССР, но и армия, приходом Михайловской церкви с привлечением специалистов Малопургинского районного краеведческого музея, учителей истории, школьников и любителей — краеведов проводятся исследования с целью:
— составления поимённого списка участников «церковного бунта», их биографий и фотографий;
— установления всех фактов протестного движения.
Настоятель храма о. Александр Нагорных и две прихожанки-удмуртки были осуждены Особой тройкой ОГПУ. Причем, о. Александр Нагорных – расстрелян.
Памятные мероприятия, благословению Высокопреосвященнейшего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, временно управляющего Сарапульской епархией готовятся к 22 (9) ноября с.г. – после престольного праздника Михайло-Архангельского храма. Предполагается использовать собранные материалы для формирования постоянной музейной экспозиции, доклада о проведённом исследовании на II Епархиальных Рождественских чтениях 25 ноября с.г., и публикаций, с введением научно-церковный оборот событий в Малой Пурге — знаковых не только для села, епархии и митрополии, но и всей полноты Русской Православной Церкви.
4. О пострадавшем во время репрессий в 30-е годы XX века — Архиепископе Алексие (Кузнецове).
5. О местном почитании на Малой родине архиепископа Ювеналия (Килина) – в Покровский церкви села Арзамасцево возобновились богослужения.
6. О святых уже прославенных Русской Православной Церковью и включения в Собор Сарапульских святых: Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский; Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский; Священномученик Онисим, епископ Воткинский; Священномученик Николай, епископ Ижевский и Воткинский; Святой Праведный Иоанн Кронштадтский; Святая Преподобномученица Великая Княгиня Елизавета; Священномученик Алексий Канцеров; Священномученик Павел Дернов.
О. Владимир Минеев рассказал о подготовке к канонизации святых в Глазовской епархии и имеющемся местном почитании людей в лике святых не прославленных.
Алексей Загребин предложил использовать для популяризации работы комиссий и распространения информации ресурсы Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук.
В завершении встречи члены собрания договорились сделать подобные совещания регулярными и проводить их ежеквартально, а уже к декабрю подготовить публикации в сборнике о готовящихся к канонизации святых Удмуртии, о возможностях привлечения ресурсов Церкви для пополнения архивов Удмуртии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *