Опыт Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии и трудности в работе

Сарапульская епархияСарапульская епархия учреждена 23 января 1868 года как викариатство Вятской епархии. 12 октября 1916 года викарий Вятской епархии епископ Сарапульский стал носить титул «Сарапульский и Елабужский». Самостоятельная Сарапульская епархия была образована 7 сентября 1918 года указом Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета с титулом епархиального архиерея «Сарапульский и Елабужский», с включением в её состав Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов. 19 ноября 1943 года Сарапульская епархия была упразднена. 26 декабря 2013 года восстановлена (журнал № 138) как самостоятельная будучи выделена из состава Ижевской епархии.
Указом Высокопреосвященнейшего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, временно управлявшего Сарапульской епархией от 19 сентября 2015 года образована Комиссия по канонизации святых Сарапульской епархии и я, Ерастов Виктор Сергеевич назначен её руководителем.
На настоящее время к Сарапульской епархии из Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, потенциальному Собору Сарапульских святых, относятся: Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна; Священномученик Алексий (Канцеров); Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский, Свияжский и Казанский; Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии; Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский и Белевский (бывший епископ Воткинский, викарий Сарапульской епархии). При этом ни один священномученик не был канонизирован по ходатайству Сарапульской, или до этого Ижевской и Удмуртской епархий. Причиной тому могут быть как субъективные трудности связанные с деятельностью комиссий по канонизаций святых, так и объективные причины:
Во-первых, на момент восстановления в декабре 2013 года историческая территория Сарапульской епархии находится в границах Вятской, Татарстанской и Удмуртской (Ижевская епархия) митрополий, что в условиях недостаточных горизонтальных связей приводит к определённой пассивности в работе епархиальных комиссий. Так, например, Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский и Белевский — бывший епископ Воткинский, викарий Сарапульской епархии, но сейчас территория бывшего посёлка Воткинского завода Сарапульского уезда относится к Ижевской епархии. Или, протоиерей Павел Дернов с сыновьями Борисом, Григорием и Семёном замученные в Елабуге (территория современной Татарстанской митрополии) 13 февраля 1918 года были  помянуты среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта/13 апреля 1918 г. в память о всех за веру и Церковь Православную убиенных, но формально к лику священномучеников и исповедников не причислены.
Во-вторых, во время Гражданской войны в России территория Сарапульской епархии дважды (!) переходила от Красных к Белым войскам, Сарапульский уезд был центром Ижевско-Воткинского восстания рабочих против власти большевиков со всеми зверствами и не возможности сохранения каких-либо документальных либо архивных источников. Так, из-за невозможности подтвердить документально к области церковных преданий отойдёт подвиг братии Сарапульского Иоанно-Предтеченского старцевогорского мужского монастыря: зимой 1918/19 года монахов по одному за власы привязывали  к оглобле и окунали в прорубь на реке Каме, а замороженных, покрытых ледяной коркой тела ставили в ряд по другую сторону от живых, ждущих своей очереди предстать перед Господом братии. Да, Господь знает их имена, но ни подтвердить документально, ни назвать их имена или даже указать количество принявших мученическую смерть за Христа мы не можем.
В-третьих, в 1920 году территории северных и западных благочиний Сарапульской епархии были включены во вновь образованную Вотскую Автономную область, где вошли в состав Ижевской епархии. Территории благочиний в городе Елабуге, Агрызском и Исенбаевском районах были переданы Татарской АССР, а уменьшившийся Сарапульский уезд отошёл к Пермской губернии, с 1923 по 1934 годы город Сарапул входил в состав Уральской области, с 1934 по 1937 сначала входил в состав Горьковского края, а после — Кировской области. В 1937 году город был присоединён к Удмуртской АССР. Таким образом, материалы уголовных дел свидетельства преследования новомучеников и исповедников Церкви Русской из Сарапульской епархии оказались разрознены в архивах Екатеринбурга, Ижевска, Кирова, Нижнего Новгорода и Перми.
В настоящий момент Комиссией по канонизации святых Сарапульской епархии:
— Подготовлены материалы по канонизации священника Александра Нагорных (Малопургинского): Михайлоархангельский храм был закрыт в 1930 году, а его настоятель, священник Александр Нагорных, раскулачен и с семьей изгнан из села. В ответ несколько сотен возмущенных прихожан — преимущественно женщин-удмурток — штурмом взяли исполком и в течение семи часов удерживали его, требуя открыть храм и восстановить разграбленный иконостас. Милиционеры и красноармейцы разогнали верующих, произвели аресты. Приговором «тройки» ОГПУ настоятель был приговорен к расстрелу, а две прихожанки оказались в ГУЛАГе. Однако в результате бунта церковь вернули верующим, правда, в 1939 году вновь закрыли. События в Малой Пурге стали одним из последних в СССР массовым протестом православных против закрытия храмов.
Обнародованные материалы «Церковного бунта» получили отклик как в средствах массовой информации, так и православном сообществе далеко за границами Сарапульской епархии.
— Систематизируются материалы для канонизации:

  1. В лике новомучеников и исповедников Церкви Русской — Архиепископа сарапульского Алексия (Кузнецова Николая Николаевича), протоиерея Павла Александровича Дернова с сыновьями;
  2. В лике исповедников: Схиархиепископа Иоанна (Ювеналия (Килина Ивана Кельсиевича));
  3. В лике просветителей удмуртов: Митрополита Вениамина (Пуцек-Григорович Василия Григорьевича), протоиерея Михаила Стефановича Елабужского, иерея Николая Николаевича Блинова.

Причем, деятельность по прославлению просветителей удмуртов важна не только для Сарапульской и других епархий Удмуртской митрополии, но и всей полноты Православной Церкви. Вопрос не только в миссии среди одной из национальностей Российской Федерации  когда приходится противостоять современному удмуртскому неоязычеству взращиваемом современной «национальной элитой» при поддержке национальных центров культуры и образования. Хотя, еще в конце XIX века встречавшееся в Вятской губернии вотское «двоеверие» называлось исключением и пережитком. Вопрос в той симфонии православного христианства когда разные национальные культуры лишь обогащаются: как восточно-славянские племена не стали греками при принятии христианства, так и бесермяне, мордва, удмурты, финны, чуваши и т.д. не стали русскими в составе русского государства.

  1. Поскольку наступивший период российской Великой смуты после 1917 года с массовым подвигом исповедников и новомучеников был не первым в истории Русской Православной Церкви необходимо сформировать суждение о канонизации жертв бунтов и Первой русской революции. На основании отзывов местных властей в Российской Империи известна статистика о жертвах 12 «духовных лиц» только с февраля 1905 г. по май 1906 года. Еще в XVIII веке, во время Пугачевского бунта, в Сарапуле, отец Тихон был отпет заживо в Вознесенском соборе и казнён в полном священническом облачении. На казнь его вели, как собаку, на ошейнике. Народ, провожавший страдальца на виселицу со слезами на глазах, вручал в протянутые его руки свечи. Когда пришли на место казни, о. Тихон стал молиться и после трёх земных поклонов засунут в саван и повешен.

Кстати, с именем священника Тихона связан и опыт увековечивания его мученического подвига: Указом Её Императорского Величества Екатерины II Великой от 13 августа 1784 г., одна из улиц Сарапула наименовалась Тихоновская, а в 1918 году переименована в Пугачевскую.
При книгоиздательской деятельности переиздаются книги протоиерея Михаила Стефановича Елабужского и иерея Николая Николаевича Блинова. Одна из секций II епархиальных Рождественских чтений посвящена жизни и подвигу подвижников православия. По результатам Чтений издан сборник материалов.
Необходимо отметить, что Церковно-научная и общественная деятельность была бы невозможно без сотрудничества Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии с профессиональным сообществом историков – сотрудников Музея истории и культуры Среднего Прикамья, Общества изучения Прикамского края и энтузиастов-краеведов. При поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива» На месте где стоял приют для детей в котором отошел ко Господу отец Николай Блинов установлена мемориальная доска, на разрушенном Воскресенском кладбище – кенотаф, а уже только в текущем году:
17 февраля 2016 года на базе Вятской школы Каракулинского района Удмуртии прошли первые Мефодиевские чтения, названные в честь священномученика Мефодия (Красноперова) епископа Петропавловского и Акмолинского. Дата и место проведения были выбраны неслучайно, именно в этот день ровно 95 лет назад принял мученическую смерть от штыков карательного отряда большевиков Владыка Мефодий, уроженец села Вятского Сарапульского уезда;
11 марта 2016 г. состоялась презентация книги «Дневники протоиерея Михаила Елабужского», которая прошла в рамках общецерковного празднования Дня православной книги;
25 июня 2016 г. – проведён День памяти Священномученика Алексия Канцерова;
9 августа 2016 г. — в день памяти Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского от Покровского кафедрального собора города Сарапула Удмуртской Республики  икону Святителя Амвросия Сарапульского Крестным ходом пронесли до Красной (Соборной) площади Сарапула на место разрушенного в 30-е годы прошлого века Вознесенского собора. В сквере, Красной (Соборной) площади Преосвященнейшим Антонием, епископом Сарапульским и Можгинским; совместно с  Преосвященнейшим Амвросием, епископом Нефтекамским и Бирским; Преосвященнейшиим Виктором, епископом Глазовскиим и Игринскиим, совершена праздничная Божественная литургию святителя Иоанна Златоуста в сослужении собора духовенства Удмуртской и Башкортостанской митрополий. По окончании богослужений  всем участникам богослужений  — архиереям, духовенству,  сарапульцам и паломникам были подарены иконы священномученика Амвросия, епископа Сарапульского.
С 25 июля 2016 г. в Музее истории и культуры Среднего Прикамья работает выставка «Сарапул Духовный» с информацией об истории православия, о храмах, Священномученике Амвросие и Архиепископе Алексие (Кузнецове).
Паломнической службой Миссионерского отдела Сарапульской епархии разработан паломнический маршрут по храмам и памятным местам Сарапула.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *